Бизнес

Технологии автоматизации в малом бизнесе: где не стоит экономить. Татьяна Патужная

Автоматизация логистических процессов — одна из ключевых тем в бизнес-среде. Однако разные компании находятся на разных этапах этого пути. О том, как происходит внедрение технологий и можно ли полностью заменить людей программным обеспечением, рассуждает Татьяна Патужная, сооснователь логистической компании SIGMA.

Автоматизация в логистике — это внедрение программного обеспечения для управления всеми этапами перемещения товара или отдельными его частями. Внедрением таких решений обычно занимаются собственники бизнеса или топ-менеджеры. Для успешной интеграции ПО они должны хорошо разбираться в логистических процессах: составлении маршрутов, требованиях заказчиков, типах транспорта и других нюансы.

Инструментов для автоматизации логистических процессов уже много, но выбирать их надо с учетом бизнес-показателей, конкретных задач и стратегических целей всей компании. Малому и среднему бизнесу, ресурсы которого ограничены, лучше всего сосредоточиться на тех направлениях автоматизации, которые требуют разумных инвестиций и при этом дают быстрый экономический эффект.

Хорошие результаты показывают автоматизация транспорта и управление грузовым двором и складами. Внедрение специального ПО дает возможность ускорить обработку заказов, повысить точность учета. При этом основные процессы компании могут автоматизировать даже при ограниченном бюджете.

Экономия на сотрудниках: сможет ли автоматизация сократить количество персонала?

Искусственный интеллект и автоматизация не заменит сотрудников в логистике полностью и даже не сократит их число хотя бы наполовину. Без человеческого мышления невозможно разрабатывать логистические решения и двигать экономику вперед. Кроме того, кадры — это больное место отрасли. Кадровый дефицит в ней был, есть сейчас и, скорее всего, будет в ближайшие годы. Автоматизация может лишь немного облегчить ситуацию, позволяя компании не прерывать работу в период смены сотрудников.

В логистике не бывает ненужных профессий — все они важны. Сейчас вузы и колледжи не учат логистике в полной мере, поэтому специалисты в дефиците. Если спросить руководителя логистической компании, каких сотрудников ему не хватает, он вряд ли скажет: «Мне не нужны вот эти профессии». Возьмем, например, складских работников. Раньше кладовщики работали с бумажными накладными, теперь у них в руках сканеры, но суть работы та же. Профессии не исчезают — они трансформируются.

Однако автоматизация все же существенно влияет на построение работы с кадрами в логистических компаниях. С одной стороны — это очевидный плюс, работать становится проще. А с другой — дополнительные сложности. Например, при найме новых сотрудников их нужно обучать работе с программным обеспечением, которое использует компания. У каждой логистической компании свои системы учета, маршрутизации и контроля. Даже если основа одна, большинство дорабатывают ПО под свои нужды. Это требует дополнительного времени и расходов на обучение.

Самый совершенный программный продукт не разрабатывает маршруты самостоятельно — он лишь помогает отслеживать движение товара по уже заданному компанией пути. ПО не сможет быстро отреагировать на форс-мажор: дорожно-транспортную ситуацию, проблемы на погранпереходе или сложности с железнодорожными вагонами. Это могут сделать только люди. Поэтому вряд ли стоит переживать, что компании откажутся от части сотрудников.

Кроме того, для работы программы нужны постоянные настройки, контроль и корректировки. Даже если ПО автоматически отслеживает контейнер по маршруту из пункта А в пункт Б, все равно нужен человек, который загрузит исходные данные и будет контролировать процесс

Автоматизация — это в первую очередь вложение средств

Тенденция такова: крупные компании с большими объемами грузоперевозок активно внедряют автоматизацию. Те, у кого грузы однородные или объемы небольшие, теоретически на начальном этапе могут обходиться и без сложных систем — им достаточно Excel или даже ручного учета. Но если бизнес захочет масштабироваться, без автоматизации обойтись не получится.

На самом деле, лишь около 10–15% российских логистических компаний готовы вкладываться в автоматизацию. Причина — высокая стоимость ПО, которая часто не оправдана. Сейчас много говорят о востребованности IT-специалистов, и некоторые из них предлагают дорогие, но не всегда эффективные решения. Компании вынуждены докупать модули, обновлять системы, обучать сотрудников, а текучка кадров только увеличивает затраты.

Кроме того, грузовладельцы стремятся экономить, а логистические компании конкурируют за выживание. Если все заработанные средства уйдут на автоматизацию, которая требует постоянных доработок, то это будет уже не бизнес, а работа на поддержку ПО.
2025-08-25 08:16