Август. Маркетинг будущего

Профессиональные сообщества как фактор роста продаж на российском рынке Haircare. Виктория Сорокина

Формирование профессиональных сообществ для парикмахеров и стилистов — один из самых эффективных способов оптимизировать маркетинговый бюджет и повысить продажи. Доказано: бренды, которые инвестируют в развитие комьюнити, получают значимую экономию и рост ключевых показателей.

По данным Romir, 68% потребителей выбирают профессиональные средства для ухода за волосами на основании рекомендаций своих мастеров, а те, в свою очередь, опираются на опыт коллег. Так, тематические коммьюнити превращаются в стратегический актив бренда.

Что такое комьюнити?
Группа людей, объединённых общими интересами. В нашем случае, это группа, канал или чат в социальных сетях или мессенджерах, объединяющая профессионалов индустрии красоты — парикмахеров, стилистов, колористов. Преимущество сообществ в том, что там присутствует определённый сегмент аудитории, и работа с комьюнити более эффективна при меньших затратах.

Реальные результаты

1. Снижение стоимости привлечения клиента (Customer Acquisition Cost, CAC) на 20–35%

Telegram-чаты и закрытые группы позволяют сократить расходы на рекламу за счет сарафанного радио. Яркий пример, Estel Professional снизил CAC на 25% благодаря рекомендациям от мастеров в чате.

2. Рост продаж через UGC (User Generated Content, пользовательский контент) и рекомендации

L’Oréal Professionnel увеличил продажи через салоны на 18% за счет контента, который создавали сами стилисты, выставлявшие свои работы.

3. Экономия на обучении и поддержке

Estel сократил затраты на офлайн-обучение на 40%, переведя курсы в онлайн-формат с чатами для обсуждения.

Ollin снизил расходы на поддержку клиентов на 25%, так как мастера в сообществе помогают друг другу.

4. Повышение лояльности

Вовлеченные мастера становятся амбассадорами бренда. Напомню, по данным Romir, 68% потребителей выбирают средства для ухода на основании рекомендаций своих мастеров.

Пример такой стратегии — Sephora. Сеть парфюмерно-косметических магазинов приняла ориентированную на сообществе клиентов стратегию и внедрила комьюнити-инструменты еще в 2007 году. Это было связано с запуском программы лояльности Beauty Insider и созданием онлайн-платформы Beauty Insider Community.

Как внедрить в России?

1. Выбор платформы

VK: для масштабных UGC-кампаний и публичного продвижения

Тут возможно создание профессиональных сообществ, публикация обучающего контента, организация прямых эфиров с технологами и амбассадорами, проведение конкурсов профессионального мастерства.

Telegram: для экспертного общения и быстрой обратной связи

Формирование закрытых чатов для топ-мастеров, анонсы продуктов, внедрение программ лояльности. Плюс много удобных ботов – от модерации новых участников до аналитики.

Дзен

Публикация профессиональных кейсов. Интервью с лидерами мнений. Аналитические материалы по рынку.

2. Мотивация участников

Примеры того, что может побудить вступать и быть активным в сообществе:

● бесплатные образцы + скидки за отзывы;

● конкурсы с ценными призами (например, поездки на выставки);

● эксклюзивный доступ к обучению и новинкам.

MIXIT (522 тысячи подписчиков на момент публикации) активно вовлекает в сообщество с помощью конкурсов, розыгрышей и публикацией “секретных” промокодов со скидками для покупки на маркетплейсах.

3. Оценка эффективности

Снижение стоимости привлечения клиента (CAC) на 15–30% за год.

Рост пользовательского контента (UGC): число постов от участников.

Увеличение конверсии по промокодам из чатов.

Управление рисками
При создании профессионального сообщества необходимо учитывать риски и методы их минимизации:

1. Риск низкой активности участников.

Решение: введение штатной позиции community-менеджера. Экономически оправдано при достижении 300-500 участников.

2. Риск негативных отзывов:

Решение: внедрение системы оперативного реагирования. Негатив – повод публично отработать рекламации. Факт, что бренд реагирует на критику, увеличивает лояльность по разным оценкам до 35%.

3. Риск высоких стартовых затрат:

Решение: реализация пилотного проекта с ограниченной группой из 100-200 участников.

Сроки окупаемости
Опыт российских брендов профессиональной косметики позволяет прогнозировать следующие сроки. Первые значимые показатели в первые 6 месяцев, выход на окупаемость до 18 месяцев. Период максимальной эффективности: 2-3 год работы сообщества

Резюме
Формирование профессионального сообщества представляет собой стратегическую инвестицию, обеспечивающую долгосрочные конкурентные преимущества. При грамотном управлении данный инструмент снижает маркетинговые расходы, увеличивает продажи и повышает лояльность аудитории.

Для максимальной эффективности рекомендуем использовать инструменты технологии сообществ для стабильного роста комьюнити.

Автор: Виктория Сорокина - руководитель Siberian Seller Group (Новосибирск), маркетолог,технологический партнёр OZON, WB
Made on
Tilda