Игорь Манн
О бизнесе, наставниках, конкуренции
БИЗНЕС - ЭТО УНИСЕКС
Бизнес — это сложное дело: эмоционально, финансово, физически тяжёлое
Игорь Борисович, как Вы считаете, есть ли у бизнеса гендер? Есть ли разделение на женское и мужское, и насколько женщинам сложнее или легче занимать место на рынке?

Вообще, считается, что бизнес — дело мужское. Среди топ-менеджеров и управленцев женщин очень мало, всего около 5–8%.

Если мы говорим про предпринимательство, то мне кажется, что здесь женщин гораздо больше. Я очень часто прихожу на свои семинары и вижу, что их слушательницы — в основном девушки и женщины. Не могу сказать точные данные по статистике, но я понимаю, что их гораздо больше: по моим оценкам, до 30–40% предприятий основаны и управляются женщинами.

Я встречал самые удивительные бизнесы, например, завод по производству лесопильного оборудования, где генеральный директор — женщина, она же одна из основательниц. Поэтому я бы не делил бизнес по гендерному признаку. Я бы сказал, что предпринимательство — это «болезнь», которая может настигнуть кого угодно (смеется), и нет разницы, мужчина это или женщина.

Поэтому, по моему мнению, бизнес — это унисекс. Но есть и женские бизнесы, где 99% управленцев — женщины.

На просторах интернета часто можно услышать, что женским бизнесом нужно управлять в лёгкости, ресурсе и других подобных состояниях. Насколько это корректно? Ведь в это многие верят, и некоторые, кто начинает бизнес, думают, что им будет легко, но это же неправда.

Это неправда. Здесь «коучи» преувеличивают. Бизнес — это сложное дело: эмоционально, финансово, физически тяжёлое. Постоянно возникают проблемы, связанные с клиентами, сотрудниками, логистикой или финансами. Поэтому история о том, что женщина должна, порхая, идти по бизнесу, как она ходит по улицам, мне кажется явным преувеличением.

Это такая идеализированная картинка, которую многие хотели бы видеть – и мужчины тоже хотели бы, чтобы бизнес был попроще. Но это сложно. Предпринимательство — очень сложное дело. Поэтому женщина, которая собирается начать свой бизнес, должна быть готова к тому, что бизнес — это война, где нужно победить всех своих конкурентов, и здесь никто не будет обращать внимание на пол. Поэтому, тезисно:

Бизнес — это:
1. Унисекс.
2. Сложно.

Расскажите, пожалуйста, насколько личный маркетинг сейчас важен с точки зрения управления и продвижения, и является ли это тем же самым, что и личный бренд?

Для меня личный маркетинг — тема шире, чем личный бренд.

Я недавно читал статью о том, что если публикацию делает компания, то её читают в 9 раз реже, чем ту публикацию, которую делает руководитель компании. То есть, когда появляется личный бренд руководителя, собственника, основателя, компания становится интересной для клиентов. Они выделяют её среди прочих равных, и мне поэтому очень нравятся бренды, где отец-основатель или мать-основательница не боятся быть лицом своего бизнеса. Таких людей всё больше, но не все ещё осознали необходимость личного бренда и личного маркетинга.

Личный маркетинг для меня — это непрерывная и системная работа над своими профессиональными и личными характеристиками. Обычно я так объясняю (многие читали мою книгу «Номер 1»):

Ваши личные и профессиональные качества — это корзина воздушного шара. А баллон — это личный маркетинг. С помощью него вы поднимаете свою экспертизу, свою узнаваемость на нужную высоту и летите в нужном направлении. Но главное, вам нужно что-то нести, потому что глупо поднимать на высоту пустую корзину. Поэтому сначала займитесь «корзиной» — то есть собой, а потом уже занимайтесь своим продвижением.
С точки зрения личного бренда, не становится ли собственник заложником своего бренда? Ведь как только он перестаёт появляться на людях, его бизнес перестаёт работать?

Да, я обычно говорю, что надо думать о плане Б. Например, о том, что Вы будете делать, когда начнёте отходить от дел, передавать бизнес другому лицу — например, детям.

Да, каждый из нас заложник своего бренда. Но если всё продумать, то всегда можно выстроить систему так, что даже после Вашего ухода бренд продолжит работать на бизнес, хотя человека-основателя уже не будет.

Кому не нужно развивать личный бренд?

Не знаю. Всем будет полезно — в разной степени, но всем.

Позвольте задать самый популярный вопрос о наставниках. Бум наставничества мы наблюдаем уже давно: каждый третий эксперт делится своим опытом и, как под копирку, выпускает себе подобных. Как правильно выбрать наставника, чтобы не попасть в эту ловушку?

Мне кажется, что хороший наставник — это человек с большим жизненным и деловым опытом. Ищите такого.

Когда «наставник» обещает Вам, что он знает всё, решит все вопросы, увеличит прибыль за месяц на десятки, а то и сотни процентов, — это точно обманщик.

Во-вторых, я бы рекомендовал опросить его учеников, причём нескольких кандидатов. Попросите контакты трёх-четырёх учеников. Поговорите со всеми — и Вам всё станет ясно.

Каждый, кто выступает в качестве наставника, должен понимать: личный маркетинг, личная репутация здесь невероятно важны, и нужно очень хорошо работать с каждым учеником.

Я так и работаю с каждым своим учеником — я им говорю: «Слушайте, я в вас вкладываюсь, потому что понимаю: вы — моя лучшая реклама. И каждый следующий желающий будет разговаривать с вами, а если я буду плохо работать с вами, соответственно, вы будете плохо обо мне говорить. И тогда всё — конец моему наставничеству».

Я не вижу ничего плохого в том, что у Вас появляется наставник. Мне очень нравится афоризм о том, что есть профессиональные спортсмены, а есть любители. У профессиональных спортсменов есть тренер, а у любителя нет. И посмотрите на разницу в их результатах!

Действительно, наставник может сделать многое: помочь избежать ошибок, ускорить процесс обучения, познакомить с нужными людьми, дать необходимую информацию, замотивировать, структурировать подход к работе, предложить неожиданное решение проблемы, проверить то, что делает ученик…

Ещё раз повторю: у наставника должен быть опыт.

В предпринимательстве я более 20 лет, директором по маркетингу был 12 лет, директором по продажам — 3 года, менеджером по маркетингу — 3 года, плюс до этого год работал копирайтером. Я много где и кем поработал и, конечно, понимаю, что могу посоветовать человеку.

Поэтому не обманитесь — это самый главный совет, который я хочу дать человеку, ищущему себе наставника. Но отговаривать от поиска наставника я бы не стал.

Я бы даже сказал так: скажи мне, кто твой наставник, и я скажу, чего ты достигнешь.

Как Вы считаете, сколько ещё проживёт инфобизнес?

Вечно! Он никогда не исчезнет. Это же прекрасная история, когда ты берёшь и продаёшь знания, практически не неся никакой ответственности.

С какой-то точки зрения я тоже инфобизнесмен, ведь, по большому счёту, у меня есть определённые инфопродукты: книги, курсы, мастер-классы…

С инфобизнесом, как и с наставничеством: смотрите на профессионализм, на компетенции автора. Смотрите, чтобы это не было из серии: «Я книжку прочитал, выступления посмотрел, творчески переработал и выдал чужие мысли за свои». Должна быть авторская методика. Но сейчас, я слышал, в Госдуме обсуждают сертификацию всех инфобизнесменов, и мне кажется, что это очень хорошая история — она почистит ряды инфобизнесменов.

Чтобы получить лицензию, нужно будет доказать свой профессионализм, — и это точно смогут сделать не все.

С каких Ваших книг Вы бы посоветовали начать начинающему бизнесмену, предпринимателю, тому, кто начинает свой путь в продвижении бренда?

«Почему Вы?» – это, наверное, самая главная книга. Она вышла в издательстве «Книгиум», и в ней я помогаю найти ответ на вопрос: «Чем вы лучше других? Почему должны купить именно вас или у вас?». В любом бизнесе это важно, будь то фриланс, работа по найму или предпринимательство.

«Точки контакта» – это книга о тех моментах, ситуациях, интерфейсах, когда клиент соприкасается с компанией, а компания – с клиентом. Очень важно, чтобы в этих точках контакта взаимодействие было комфортным для клиента, чтобы не было раздражения.

«Номер 1» – книга о том, как стать лучшим в том, что ты делаешь.

«Правила жизни бизнеса» – это четырёхтомник, где в короткой афористичной форме (в формате 2–3 страниц) я высказываю своё мнение о самых разных аспектах жизни и бизнеса: правила баланса между работой и семьёй, правила счастья, правила совещания, правила найма и увольнений, правила маркетинга, правила богатства… Я завидую тем людям, которые смогут из этих книг получить выжимку полезной информации на самые разные темы.

Игорь, Вы – маркетолог номер один в стране, никто с этим не станет спорить. А как новичку стать лучшим в своём деле или хотя бы войти в топ-10? Какие шаги ему нужно предпринять?

Те же самые, что в книге «Номер 1». Чем больше Вы будете работать по этой модели, чем больше сделаете, тем быстрее попадёте в десятку. Честно, я прочитал сотни (и это не преувеличение) книг про личностный рост, про профессиональное развитие, про самоменеджмент, про развитие личного бренда. Я лучшей модели не встречал.

Вот она: поставьте цель, сделайте аудит, разработайте план профессионального и личного развития и работайте по нему, обязательно показывайте результаты и занимайтесь личным маркетингом.

Тот, кто её примет и тот, кто по ней будет работать (много работать), тот и станет номером 1.

Как Вы считаете, какие ниши женского бизнеса будут рентабельны и востребованы ещё долгое время, помимо инфопродуктов?

1. Всё, что связано с красотой, мне кажется, эта тема неисчерпаема. Любая девушка, женщина хочет быть красивее (мы сейчас про физическую привлекательность). Сюда входят и спорт, и косметика, и процедуры, и средства ухода за собой.

2. Всё, что связано с женским предназначением: умение быть хорошей женой, мамой, успешным предпринимателем и успевать всё это делать. Тема женского тайм-менеджмента, тема личной эффективности…

3. Одежда, обувь, украшения.

4. Дети: воспитание, образование.

5. Упрощение работы по дому, оптимизация пространства, помощь с хозяйством, здоровая еда.

Любая женщина, задав себе вопрос – «А какая есть проблема у меня?», сможет продавать решение миллионам других женщин. Миллионам.
Игорь Манн
без преувеличения лучший маркетолог страны, предприниматель, бизнес-спикер, автор деловой литературы.
Made on
Tilda