С точки зрения личного бренда, не становится ли собственник заложником своего бренда? Ведь как только он перестаёт появляться на людях, его бизнес перестаёт работать?
Да, я обычно говорю, что надо думать о плане Б. Например, о том, что Вы будете делать, когда начнёте отходить от дел, передавать бизнес другому лицу — например, детям.
Да, каждый из нас заложник своего бренда. Но если всё продумать, то всегда можно выстроить систему так, что даже после Вашего ухода бренд продолжит работать на бизнес, хотя человека-основателя уже не будет.
Кому не нужно развивать личный бренд?
Не знаю. Всем будет полезно — в разной степени, но всем.
Позвольте задать самый популярный вопрос о наставниках. Бум наставничества мы наблюдаем уже давно: каждый третий эксперт делится своим опытом и, как под копирку, выпускает себе подобных. Как правильно выбрать наставника, чтобы не попасть в эту ловушку?
Мне кажется, что хороший наставник — это человек с большим жизненным и деловым опытом. Ищите такого.
Когда «наставник» обещает Вам, что он знает всё, решит все вопросы, увеличит прибыль за месяц на десятки, а то и сотни процентов, — это точно обманщик.
Во-вторых, я бы рекомендовал опросить его учеников, причём нескольких кандидатов. Попросите контакты трёх-четырёх учеников. Поговорите со всеми — и Вам всё станет ясно.
Каждый, кто выступает в качестве наставника, должен понимать: личный маркетинг, личная репутация здесь невероятно важны, и нужно очень хорошо работать с каждым учеником.
Я так и работаю с каждым своим учеником — я им говорю: «Слушайте, я в вас вкладываюсь, потому что понимаю: вы — моя лучшая реклама. И каждый следующий желающий будет разговаривать с вами, а если я буду плохо работать с вами, соответственно, вы будете плохо обо мне говорить. И тогда всё — конец моему наставничеству».
Я не вижу ничего плохого в том, что у Вас появляется наставник. Мне очень нравится афоризм о том, что есть профессиональные спортсмены, а есть любители. У профессиональных спортсменов есть тренер, а у любителя нет. И посмотрите на разницу в их результатах!
Действительно, наставник может сделать многое: помочь избежать ошибок, ускорить процесс обучения, познакомить с нужными людьми, дать необходимую информацию, замотивировать, структурировать подход к работе, предложить неожиданное решение проблемы, проверить то, что делает ученик…
Ещё раз повторю: у наставника должен быть опыт.
В предпринимательстве я более 20 лет, директором по маркетингу был 12 лет, директором по продажам — 3 года, менеджером по маркетингу — 3 года, плюс до этого год работал копирайтером. Я много где и кем поработал и, конечно, понимаю, что могу посоветовать человеку.
Поэтому не обманитесь — это самый главный совет, который я хочу дать человеку, ищущему себе наставника. Но отговаривать от поиска наставника я бы не стал.
Я бы даже сказал так: скажи мне, кто твой наставник, и я скажу, чего ты достигнешь.
Как Вы считаете, сколько ещё проживёт инфобизнес?
Вечно! Он никогда не исчезнет. Это же прекрасная история, когда ты берёшь и продаёшь знания, практически не неся никакой ответственности.
С какой-то точки зрения я тоже инфобизнесмен, ведь, по большому счёту, у меня есть определённые инфопродукты: книги, курсы, мастер-классы…
С инфобизнесом, как и с наставничеством: смотрите на профессионализм, на компетенции автора. Смотрите, чтобы это не было из серии: «Я книжку прочитал, выступления посмотрел, творчески переработал и выдал чужие мысли за свои». Должна быть авторская методика. Но сейчас, я слышал, в Госдуме обсуждают сертификацию всех инфобизнесменов, и мне кажется, что это очень хорошая история — она почистит ряды инфобизнесменов.
Чтобы получить лицензию, нужно будет доказать свой профессионализм, — и это точно смогут сделать не все.
С каких Ваших книг Вы бы посоветовали начать начинающему бизнесмену, предпринимателю, тому, кто начинает свой путь в продвижении бренда?
«Почему Вы?» – это, наверное, самая главная книга. Она вышла в издательстве «Книгиум», и в ней я помогаю найти ответ на вопрос: «Чем вы лучше других? Почему должны купить именно вас или у вас?». В любом бизнесе это важно, будь то фриланс, работа по найму или предпринимательство.
«Точки контакта» – это книга о тех моментах, ситуациях, интерфейсах, когда клиент соприкасается с компанией, а компания – с клиентом. Очень важно, чтобы в этих точках контакта взаимодействие было комфортным для клиента, чтобы не было раздражения.
«Номер 1» – книга о том, как стать лучшим в том, что ты делаешь.
«Правила жизни бизнеса» – это четырёхтомник, где в короткой афористичной форме (в формате 2–3 страниц) я высказываю своё мнение о самых разных аспектах жизни и бизнеса: правила баланса между работой и семьёй, правила счастья, правила совещания, правила найма и увольнений, правила маркетинга, правила богатства… Я завидую тем людям, которые смогут из этих книг получить выжимку полезной информации на самые разные темы.
Игорь, Вы – маркетолог номер один в стране, никто с этим не станет спорить. А как новичку стать лучшим в своём деле или хотя бы войти в топ-10? Какие шаги ему нужно предпринять?
Те же самые, что в книге «Номер 1». Чем больше Вы будете работать по этой модели, чем больше сделаете, тем быстрее попадёте в десятку. Честно, я прочитал сотни (и это не преувеличение) книг про личностный рост, про профессиональное развитие, про самоменеджмент, про развитие личного бренда. Я лучшей модели не встречал.
Вот она: поставьте цель, сделайте аудит, разработайте план профессионального и личного развития и работайте по нему, обязательно показывайте результаты и занимайтесь личным маркетингом.
Тот, кто её примет и тот, кто по ней будет работать (много работать), тот и станет номером 1.
Как Вы считаете, какие ниши женского бизнеса будут рентабельны и востребованы ещё долгое время, помимо инфопродуктов?
1. Всё, что связано с красотой, мне кажется, эта тема неисчерпаема. Любая девушка, женщина хочет быть красивее (мы сейчас про физическую привлекательность). Сюда входят и спорт, и косметика, и процедуры, и средства ухода за собой.
2. Всё, что связано с женским предназначением: умение быть хорошей женой, мамой, успешным предпринимателем и успевать всё это делать. Тема женского тайм-менеджмента, тема личной эффективности…
3. Одежда, обувь, украшения.
4. Дети: воспитание, образование.
5. Упрощение работы по дому, оптимизация пространства, помощь с хозяйством, здоровая еда.
Любая женщина, задав себе вопрос – «А какая есть проблема у меня?», сможет продавать решение миллионам других женщин. Миллионам.