Как был создан Продюсерский центр «ВГИК-Дебют»
Фёдор Попов
Ну какие идеи? Мы же не требуем идей от
американских фильмов
Как и когда был создан продюсерский центр «ВГИК‑Дебют» и в чём заключается его миссия? Какова роль центра в современной системе кинематографа и как он вписывается в глобальный контекст?

«ВГИК‑Дебют» был создан 12 лет назад — мы начинали действительно с нуля. Ректор ВГИКа Владимир Сергеевич Малышев предложил организовать центр на базе Всероссийского государственного института кинематографии и стал его соучредителем. Первые проекты были анимационными; в 2013 году мы получили финансирование на первый игровой полнометражный фильм — дебютную картину Рустама Ильясова «Вакантная жизнь шеф‑повара». Фильм оказался успешным и получил главный приз на фестивале «Окно в Европу». Дальше последовали картины, которые получили широкую известность — «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», «Бык» и многие другие.

Наша миссия — поддерживать дебютное кино и помогать молодым авторам вывести свои проекты на профессиональный уровень. Центр действует как мост между учебной средой и профессиональной индустрией: мы создаём условия для того, чтобы студенческие и дебютные проекты могли пройти полный производственный цикл и быть замеченными на фестивалях и рынках.

Как складывались ваши связи с фестивальной и международной средой?

Ещё до создания центра во ВГИКе традиционно проводился Международный студенческий фестиваль — в этом году он пройдёт в 43‑й раз, а мы начали участвовать в его проведении с 31‑го фестиваля. Во время пандемии к нам обратился представитель компании «Иннопрактика» с предложением учредить специальную номинацию «Глобальные ценности» в рамках фестиваля — мы согласились, и сотрудничество переросло в новый формат. Уже третий год мы проводим в Севастополе форум молодых кинематографистов под названием «Глобальные ценности». Первый форум состоялся три года назад, 18 марта, в день годовщины воссоединения Крыма и России; по ряду причин в прошлом году мы перенесли форум с весны на лето, и сейчас проводим его в третий раз.

В 2022 году мы организовали ещё одно масштабное международное мероприятие — выездную кинематографическую сессию в Республике Сенегал. В Дакаре собрались участники из ряда африканских стран, к ним приехали мастера из России и преподаватели ВГИКа — это был ценный опыт международного диалога и обмена практиками.

Как вы оцениваете вклад «ВГИК‑Дебют» в развитие современного кино и его место на международной арене?

Мы помогаем раскрывать новые голоса и продвигать проекты молодых авторов на фестивалях и в профессиональной среде. Через образовательные и продюсерские инициативы, фестивальные номинации и международные программы центр способствует не только созданию фильмов, но и формированию профессиональных связей, обмену опытом и интеграции молодых кинематографистов в глобальные культурные процессы. Это и есть наше главное направление работы — создавать платформу, где дебюты получают реальную поддержку и видимость.

Я, как продюсер и режиссёр, а также художник‑постановщик Сергей Иванов и оператор‑постановщик Денис Аларкон провели для них мастер‑классы. В этом году участники той сессии приедут из Африки в Севастополь.
Почему ваша деятельность сосредоточена на молодых кинематографистах?

Мы стремимся, чтобы все наши проекты и мероприятия имели смысл и долгосрочную перспективу — не были выполнены «для галочки». Для нас ключевое слово — «перспектива». Молодёжь — это будущее нации: если ему не уделять внимания, будущего не будет. Раньше дебютное и детское кино находились в весьма плачевном состоянии и получали мало поддержки. Поддержка дебютантов критически важна, потому что именно они формируют качество отечественного кино в будущем.

Сегодня запустить дебютный проект проще, чем десять—пятнадцать лет назад. Я помню запуск первой дебютной картины в моей студии «Стелла» — это был фильм Андрея Прошкина, который сейчас стал признанным мастером. В те годы дебюты почти не запускались из‑за рисков, и нам приходилось идти на хитрости: в документах я указал участие двух Прошкиных — А. А. Прошкина и А. А. Прошкина (отец Александр Анатольевич и сам Андрей). Позже Александр Анатольевич написал отказ, и в проект остался только Андрей. На такие шаги приходилось идти, чтобы дать дебют шанс.

Авторы, дебютировавшие с центром «ВГИК‑Дебют», позже состоялись — их имена вам наверняка знакомы: Борис Акопов, Александр Хант, Виталий Суслин и многие другие. Я уверен: у примерно 70% наших дебютантов есть серьёзное кинематографическое будущее. Это высокий показатель — если из десяти дебютов удачны один‑два, это уже хорошо, а у нас процент успешных дебютов значительно выше.

Что именно в сотрудничестве центра и дебютантов помогает им достигать успеха?

За годы работы мы выстроили систему поддержки: один из главных её инструментов — фестиваль во ВГИКе. Начиная со второго курса, мы отбираем участников, готовим их, ведём, следим за их творчеством и профессиональным ростом. Одним предлагаем помощь в написании сценария, другим — поддержку при защите дипломной работы: без диплома дебютант не сможет получить поддержку Минкультуры через процедуру питчинга. Иногда мы договариваемся о внеплановой защите, если конкурс проходит раньше, чем плановая защита.

Такая комплексная поддержка — от образовательных мастер‑классов до помощи в документации и продвижении — и обеспечивает высокий процент успешных дебютов и профессиональный рост наших авторов.
В этом году на Московском международном кинофестивале мы представили две картины; два дебюта от одной компании — это серьёзный результат.

Дебютанты — это перспектива и будущее нашего кино. Речь идёт не только о начинающих режиссёрах и операторах, но и об актёрах, сценаристах, продюсерах, звукорежиссёрах, аниматорах и других специалистах. ВГИК — Всероссийский государственный институт кинематографии — по сути имеет международный статус: у него есть филиал в Узбекистане, а в главный вуз принимают студентов из разных стран, в том числе из государств ближнего зарубежья.

Это целая армия дебютантов — их тысячи. За 13 лет через наши фестивали и форумы прошло много людей, работавших в качестве организаторов, программных директоров и т.д. Результаты их труда смотрят миллионы зрителей. Поэтому, без ложной скромности, можно сказать: мы делаем важное и нужное для страны и для культуры дело — это и есть наша идея, идеология, миссия и смысл деятельности.

Российский кинематограф часто сравнивают с Голливудом, и сравнения нередко складываются не в нашу пользу. Как к этому относиться?

Я негативно отношусь к таким высказываниям — это похоже на самоуничижение. Да, это наша работа и наши результаты, но виноваты в этом мы сами, а не некие внешние силы. Кино — часть нашей жизни и культуры, и у нас были выдающиеся периоды: наши картины получали призы на ведущих фестивалях мира, получали «Оскар» и служили образцом, на котором учились даже в Голливуде. Я говорю о подъёмном периоде — 1920‑х годах. Тогда отечественный кинематограф имел мировой авторитет и был организован не хуже, чем в Голливуде.

Сейчас мы беседуем на «Мосфильме» в кабинете, который служил режиссёрской комнатой Акиры Куросавы во время съёмок «Дерсу Узала». Но всё начинается с внутреннего отношения: если мы не уважаем себя, свою страну и своих кинематографических предшественников, трудно рассчитывать на возрождение. Как говорится, «прежде чем ругать своих родителей, иди и убери в своей комнате» — сначала нужно привести в порядок своё дело и свою профессию.
Какие новые форматы — «Зуммеры», скрин‑лайфы, веб‑сериалы — останутся надолго и как будет развиваться это направление?

Я считаю, что эти форматы пришли надолго. Они не появляются зря — так происходит естественное развитие медиа. Каждый раз, когда возникало что‑то новое, предсказывали гибель старого: звук — и «умрёт» немое кино, цвет — и «умрёт» чёрно‑белое кино, телевидение — и «умрёт» кинотеатр. Но на практике старое не исчезает: оно трансформируется и сосуществует с новыми формами. Кинематограф стал звуковым и цветным, он пришёл на телевидение и в телефоны — и продолжает развиваться.

Новые форматы — в первую очередь проявление творчества. Любая идея сначала рождается в голове автора, а затем выбирается наиболее подходящий способ донести её до зрителя. Техника — всего лишь инструмент: экран телевизора, компьютер или смартфон — проводник идеи. Поэтому ничего принципиально не умрёт, просто будут возникать новые формы, и это интересно и прекрасно.

Формат сериала «Зуммеры» — 32 серии по одной минуте каждая. Представляете: по минуте на серию. Инициатива принадлежит студентам ВГИКа — ребятам, которые не всегда отличались успехами в учёбе, но проявили серьёзную креативность. В Институте развития интернета защита этой идеи прошла успешно. После согласований сериал был запущен, съёмки завершены, и мне самому очень интересно, как он будет воспринят публикой. Для нас это новый опыт, и я хотел бы развивать подобные форматы, потому что нельзя смотреть только на классический кинопроцесс и игнорировать то, что происходит вокруг.

Сегодня мы в основном смотрим в телефоны: потребляем короткие видео, «быстрый контент». Это может вести к упрощению восприятия, но если через современные медиа доносить правильные идеи и контекст, они тоже будут способствовать развитию. Современные формы — это возможность говорить со зрителем там, где он находится, и передавать важное содержимое в понятной ему форме.

Один мой коллега как‑то сравнил кинематограф с аттракционом; я же считаю, что в кино должна быть идея и смысл. Даже если мы формально не вкладываем смыслы в медиа, они всё равно присутствуют — важно, какие именно смыслы мы транслируем.
Просто это работает на кого-то другого. Если мы не видим этих смыслов, значит, они работают не на нас. Но на других они точно влияют, влияют на сознание. Это не американские горки, которые воздействуют только на вестибулярный аппарат. Сознание может как деградировать, так и развиваться. И, конечно, кино — это всегда эмоции.

Зритель воспитывается не только через авторское, но и через жанровое кино. Если мы будем говорить о том, что существуют истинные ценности, что побеждает добро, зрители будут это усваивать. И эти ценности — те самые глобальные, которым мы посвятили и наш фестиваль во ВГИКе, и форум в Севастополе.

Это не какие-то новые ценности, это всё те же: толерантность, традиции, отстаивание своих прав, отстаивание многополярного мира, семейные ценности и так далее. И про эти ценности можно рассказывать разными способами, независимо от того, какой экран и какой формат — одна минута или 130.

Какова главная идея и контекст сериала «Зуммеры»?

Это сериал о школе, о молодых ребятах и их учителях. Они сталкиваются с трудностями, проявляют свойственный возрасту максимализм, формируют своё отношение к сиюминутным или глобальным проблемам. Сталкиваясь с ними, они делают выводы, совершают выбор. Вот этот выбор — главное. Чтобы его сделать, нужно задуматься.

Ребята переходят во взрослую жизнь, стремятся состояться, заявляют о себе. То, как они это делают и что заявляют, собственно, и является главным смыслом нашего сериала. В нём заложены те самые глобальные ценности, которые мы в такой простой, понятной, весёлой форме, лучше воспринимаемой молодёжью, передаём с экранов за одну минуту. И все фильмы, которые мы выпускаем, об этом. Они все о выборе и ценностях. О глобальных ценностях.

Смысл нашей деятельности в том, чтобы помогать молодым талантам заявлять о себе. Поэтому на вопрос «Есть ли жизнь после ВГИКа?» я отвечу — ДА! И мы стараемся распространить эти замечательные идеи и глобальные ценности не только в среде ВГИКа, среди студентов, творческой молодёжи и зрителей, но и далеко за пределы нашей страны.
Made on
Tilda