08.03.2024
Коллекционный дизайн сегодня
Наталья Болдырева,интерьерный стилист, дизайнер-декоратор.
Коллекционный дизайн сформировался как отдельный самостоятельный вид дизайна не так давно и под ним подразумевают авторские предметы, обладающие набором уникальных характеристик, которые балансируют на грани между дизайном, декором и искусством. Коллекции могут быть абсолютно разнообразными и включать как редкие полотна, так и эксклюзивную мебель, сочетая высокое искусство и функциональность.

Специалисты в области коллекционного дизайна подразделяют его на 2 вида, а именно: исторический и современный. В международной арт-среде к «историческим» принято относить, прежде всего, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, которые были выпущены в интервале с конца XIX века до 80-х годов XX века. Затем идет период некоего «безвременья»: вещи 80-х — сегодня рассматриваются в качестве винтажных. Современный коллекционный дизайн включает предметы, которые были созданы с конца 1990-х и до наших дней.

Стоит заметить, что рыночные цены на коллекционный дизайн классически находятся в зависимости как от спроса, так и от предложения. Кроме того, на стоимость оказывает воздействие и имя автора, редкость предмета, тиражность, историчность, провенанс и, конечно, маркетинг. Спрос формируются за счет дилеров, галерей, аукционных домов — ровно так же, как это происходит в искусстве.

В коллекционном дизайне есть термин Limited edition, т.е. «ограниченный тираж», который пришел из искусства. Его использовали в печатной графике, фотографии и скульптуре. Количество неважно — 2 или 2000.

Промышленный дизайн, связанный с производством мебели и предметов интерьера, может иметь как различные цели, так и направления развития, поэтому его следует также отнести к Collectible design, или коллекционный дизайн: предметы, обладающие уникальными характеристиками, существующие на стыке дизайна и искусства, которые не поступают в массовое производство, а авторы занимаются их изготовлением скорее в рамках художественного эксперимента, пространственной скульптуры, к которой добавляется функция: при классическом проектировании повседневных предметов все ровно наоборот – функция первостепенна.
Многие дизайнеры в своих предметах используют биоморфные предметы, окрашенные в золото и серебро, – эти тона хорошо сочетаются, например, с красным цветом, который отсылает нас к Марсу, планете, где в будущем будет жизнь, после покорения космоса, как отмечают фантасты и мечтатели.

На данный момент коллекционный дизайн набирает популярность, поскольку прослеживается тенденция на мебельных выставках, что все больше появляется объектов, способных удивить любого зрителя. Среди них можно встретить и работы российских дизайнеров – основателя студии Crosby Гарри Нуриева, который на одной из выставок в Нью-Йорке представил занятный мебельный объект: стол и четыре стула, сделанных в форме карусели, которую до сих пор с легкостью можно найти на всех постсоветских пространствах. Карусель, окрашенная в интенсивный фиолетовый цвет, экспонировалась на фоне обоев с изображением фасада типовой многоэтажки.

На сегодня отмечается, что коллекционный дизайн находится либо в интерьерах, специально для которых предметы изготавливаются, либо в магазинах, которые держат ценители современного искусства и коллекционного дизайна, либо же в галереях.

Некоторые из объектов коллекционного дизайна устроены так, что их невозможно тиражировать: в этом нет никакой потребности. Другие превращаются в узнаваемые предметы и приобретают столь широкое распространение, что их начинают копировать и продавать дешевле оригинала, однако такого рода подход противоречит самой природе коллекционирования.

Как для конечного потребителя, так и проектировщика, обращение к коллекционному дизайну связано, прежде всего, с потребностью внести в интерьер предметы с характером, в которых отражались бы художественные поиски и характер их создателей. Кроме того, коллекционный дизайн дает шанс молодым специалистам: он обладает способностью предоставить возможность им вдумчиво заниматься тем, что они действительно любят, свободно выражать себя – и в то же время адресоваться к конкретным, пусть и не многочисленным, потребителям.

Коллекционный дизайн можно охарактеризовать с точки зрения сильной связи между процессом/материалом и формой; конструкцией, которая поэтична, полна смыслов и содержания, и, хотя она функциональна, функция, как правило, вторична.

Предметы коллекционного искусства можно считать хорошей инвестицией.

Общаясь с заказчиками следует рассказывать, что приобретение «интересных» коллекционных работ обладает способность создать для их детей уникальную культурную среду. Так, например, 2-3 стоящих предмета способны оказать свое воздействие на отношение ребенка к миру искусства.

Цены на коллекционный дизайн могут формироваться по-разному, и всё зависит от того, каким образом он приобретается.

В коллекционном дизайне очень важным является вопрос: "Обладают ли способностью переиздания оказывать воздействие на цены коллекционных предметов?". От разных специалистов можно услышать ответ, что, конечно, способно и, причем, негативно, в связи с тем, что может быть утрачена эксклюзивность предметов и падает желание приобретать такого рода работы. Однако аутентичный предмет, который может быть переиздан сегодня, будет всегда интересен любому коллекционеру.

Специалисты в области коллекционного дизайна отмечают, что отдельный коллекционный предмет может быть с более низкой стоимостью, чем серийная брендовая работа. Но в таких вещах есть своего рода определенный потенциал, в связи с чем цена за коллекционный предмет может существенно возрасти.

Если задать специалистам вопрос: «А есть ли сегодня в России коллекционный дизайн и люди его собирающие?», то можно получить ответ, что на данный момент времени нельзя однозначно судить о том, есть ли коллекционеры в России. Скорее российские покупатели просто приобретут вещь в свой дом как некий, например, арт-объект, чем будут создавать собственную коллекцию предметов. Но, есть отдельная категория людей, которых единицы, способных создавать свои коллекции.

Принятие участия в ярмарке Сosmoscow показывает, какую реакцию и эмоции у людей может вызывать коллекционный дизайн. Взаимодействуя с предметом, покупатель видит разницу с массовыми товарами.

Почему коллекционный дизайн привлекает ценителей?

Эта интересная тенденция, которая предлагает использование в интерьерах нерастиражированных предметов, граничащих с артом.

Отдельная категория дизайнеров и декораторов задумаются сегодня о том, чтобы создавать свои предметы мебели, декора и т.д., формируя собственные коллекции.

Все дизайнеры, кто занят в коллекционном дизайне, демонстрируют свои работы на такой площадке как COLLECTIBLE.

Данная площадка представляет собой единственную в своем роде платформу для демонстрации и открытия лучшего в современном коллекционном дизайне. Стремясь постоянно расширять границы творчества, ярмарка объединяет известные и новые галереи, дизайнерские студии, независимых производителей и бренды в динамичном интегрированном пространстве, а также сотрудничает с ведущими кураторами, дизайнерскими институтами и фондами для реализации новаторских заказов и курируемых проектов.

Сосредоточенная на сегодняшнем творении, COLLECTIBLE стремится демонстрировать только высококачественные и хорошо изученные объекты, которые отражают последние тенденции. Чтобы сохранить согласованность концепции данной выставки, представленные работы являются либо уникальными произведениями, сделанными на заказ, либо выпущенными ограниченным тиражом, произведения являются функциональными или учитывают функциональность во время процесса, и все работы должны быть произведены недавно, в то время как премьеры отдаются предпочтение.

COLLECTIBLE, международная ярмарка коллекционного дизайна 21-го века, проходила с 9 по 12 марта 2023 в шестой раз в Брюсселе.

В этом году раздел Bespoke посвящен необычным и инновационным материалам — хай-тек, биоматериал, переработанный материал или специальные ремесленные техники ручной работы – созданные дизайнеры, в том числе Carla Baz (Бейрут), Maarten De Ceulaer (Брюссель), Form Editions (Амстердам), Кристоф Геверс (Бельгия), Лионель Жадо (Завентем), SB26 и Samuel Accoceberry (Париж).

Бейрутская студия Carla Baz представила коллекцию, ставшую элегией: мрамор не только как носитель, но еще и как субъект или объект, в котором пункт отправления и пункт назначения зацикливаются друг на друге.

Компания Form Editions (Амстердам), представила свою собственную работу, посвятив ее ограниченному использованию материалов, процессов, ремесленников и производителей.

Брюссельская компания Maison Commun приглашает художников и дизайнеров для создания произведений искусства.

COLLECTIBLE имеет стратегическую цель - переосмыслить ярмарку дизайна, предлагая посетителям возможность погрузиться в открытое и интегрированное пространство, куда приходят галереи, дизайн-студии, институты и фонды вместе.

Еще одной площадкой, где можно познакомиться с современным искусством и коллекционным дизайном, является TEFAF.

Выставка TEFAF Maastricht проходила в период 11 – 19 марта 2023.

TEFAF является некоммерческим фондом, который отстаивает опыт и разнообразие в мировом художественном сообществе, о чем говорят те экспоненты, которые отбираются для ярмарок в Маастрихте и Нью-Йорке. TEFAF выступает в качестве экспертного руководства как для частных, так и для институциональных коллекционеров, вдохновляя любителей и покупателей искусства во всем мире.

TEFAF Maastricht получила широкую известность как главная в мире ярмарка изобразительного искусства, антиквариата и дизайна. Данная площадка представляет более 240 престижных дилеров из 20 стран, рассматривается в качестве витрины лучших произведений искусства, представленных в настоящее время на рынке. Наряду с традиционными областями картин старых мастеров, антиквариата и классических древностей, которые занимают примерно половину ярмарки, также представляется возможным найти современное искусство, фотографию, ювелирные изделия, дизайн 20-го века и работы на бумаге.

Кроме COLLECTIBLE и TEFAF существует 18 площадок, где также возможно познакомится с коллекционным дизайном.

Подводя итоги, можно отметить, что, рассматривая современное искусство и предметы коллекционного дизайна, важно помнить, что они будут висеть или стоять в доме или офисе и на них должно быть приятно смотреть, т.к. перед глазами они будут находиться постоянно. При осуществлении выбора как искусства, так и предметов коллекционного дизайна важно разобраться с палитрой, а также сюжетом, размером, формой.

В подборе искусства и предметов коллекционного дизайна могут помочь специалисты, которые работают в галереях, либо независимые эксперты.

Современное искусство, как и коллекционный дизайн, развиваются в России и начинают набирать обороты, т.к. наши художники, скульпторы и дизайнеры в области предметного дизайна стараются заявлять о себе на мировых площадках, где их замечают и покупают их работы.