редакция TABURET
Служение людям через литературу. Интервью с Александрой Макаровой
Литература – это служение. Если нужно излить душу – сходите к психологу.
Вы когда-нибудь задумывались, что движет писателем? Как из потока жизни рождаются книги, которые трогают наши сердца?

В этом интервью автор делится своими сокровенными мыслями о творчестве, трансформации и ответственности перед читателями. Погрузитесь в мир ее размышлений, чтобы лучше понять себя и силу слова, способную менять жизни. Это беседа не только о книге "Нас рано хоронить", но и о пути каждого из нас.

Какой триггер запустил процесс создания этой книги? Какая мысль стала её фундаментом?

Меня всегда вдохновляют реальные истории людей, свидетелем которых я так или иначе становлюсь в процессе жизни. Идея очень проста – не бывает безвыходных ситуаций, все можно исправить, пока человек жив, любой грешник при желании может стать праведником и помочь другим справиться с похожими трудностями.

В чем суть этой книги, если отбросить все лишнее? И какой главный вывод вы хотите, чтобы читатели сделали для себя?

Тема книги многогранна. Это пороки и их влияние на человека, на его окружение, сознание и самоощущение, но я никогда не преследую чисто описательную цель, мне важно показать внутреннюю борьбу героев, как они меняются в процессе повествования. Мое послание читателю весьма прозрачно – будьте честными, открытыми, поступайте по совести и не бойтесь любить в самом широком смысле. Боль не будет длиться вечно, а жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на саморазрушение.

Сколько времени заняла эта работа? Какие вызовы пришлось преодолеть и что вы для себя открыли в процессе?

Писала я эту книгу с перерывами около двух лет. Работы было очень много. Заниматься одной литературой в наше время – непозволительная роскошь. И главная трудность – это катастрофическая нехватка времени. Когда нужно и деньги зарабатывать, и ребенка воспитывать, и еще как-то успевать писать.
Как вы погружались в материал для книги? И как это повлияло на её развитие?

Вся жизнь писателя – это непрерывное исследование. С людьми нужно разговаривать. Везде и всегда. Ездить на общественном транспорте, наблюдать за прохожими, слушать и слышать то, что обсуждают в очередях, на лавочках возле подъездов, в ресторанах. Выходя из дома, я никогда не беру наушники, не прячу глаза в телефон в метро, а все время наблюдаю и делаю мысленные заметки.

Насколько эта книга отражает ваш опыт? Как вам удалось найти баланс между правдой и художественной фантазией?

Наверное, можно сказать, что да, в том смысле, что я сама некоторое время работала в школе учителем русского языка и литературы, и какие-то моменты из этого периода нашли отражение в книге. Например, урок о терроризме. Мы действительно с классом тогда слушали группу «Многоточие» про Беслан и это произвело на ребят неизгладимое впечатление. А по поводу балансировки – это не проблема, потому что, когда я работаю над книгой, для меня не существует таких понятий как вымысел или реальность, все персонажи оживают в моей голове. Это не фэнтези, где нужно придумывать сказочных единорогов, это социальная драма, которую мы каждый день видим своими глазами в каждом городе нашей большой страны.

Какой персонаж вам ближе всего? И какие его качества вы больше всего цените?

Мой любимый персонаж – мальчик Миша, который стал, по сути, главой семьи после смерти отца, работал на автомойке, чтобы помочь матери, заботился о сестрах и писал стихи. Его образ сложился у меня из нескольких моих учеников, целой группы дворовых пацанов, которые вечно ходили с разбитыми костяшками, но всегда были за правду и справедливость. У них были очень правильные взгляды на жизнь, и я надеюсь, что с годами они не изменились.

Как ваш жизненный путь повлиял на ваш авторский голос и на эту историю в частности?

Жизнь у меня никогда простой не была, поэтому я научилась чувствовать людей, видеть глубже, мыслить шире и думать не только о себе. Я знаю каково быть трудным подростком, а потом и взрослым, которого никто не понимает. Поэтому всегда, и в книгах, и в реальности, стараюсь всех спасти. Этакий супергеройский синдром. В одном я уверена точно, и несу эту мысль в литературу, самое ценное – это не вещи.

Какие события или переживания сыграли ключевую роль в вашем становлении как писателя?

Я неоднократно была на грани жизни и смерти, и только благодаря этому стала публикующимся писателем, потому что испугалась, что могу не успеть осуществить свои мечты и осознала, как на самом деле мало времени нам отведено. Некогда сомневаться, бояться, рефлексировать. Действовать нужно. Название второй книги оказалось пророческим, действительно «Нас рано хоронить», на презентацию этого романа я отправилась через 10 дней после реанимации. А вообще писать я начала с первого класса, у меня никогда не было проблем ни с воображением, ни с выражением своих мыслей. Сначала это были стихи, а потом и небольшие рассказы.

Первый роман я издала в 31 год.

Какую роль играет творчество в вашей жизни? Как оно помогает вам видеть и чувствовать этот мир глубже?

Мир понять невозможно, его можно только ПРИНЯТЬ таким, какой он есть. С добром и злом. И себя тоже нужно научиться принимать. Совершенствовать, но не ломать. Только так можно что-то создавать, а творчество – это прежде всего создание, рождение нового, будь то литература, музыка или живопись. В материальном плане мы даем жизнь тому, чего раньше не существовало. В морально-этическом аспекте – несем большую ответственность за свое создание, за его влияние на людей, об этом нельзя забывать. Настоящий же смысл всего творческого процесса – не самовыражение, что было бы эгоистично, а служение людям. Я пишу не для себя, а для читателей. Не для того, чтобы получать, а чтобы отдавать.

Какие ваши личные лайфхаки помогают вам погрузиться в процесс написания?

Нет. Я вообще человек несистемный, у меня вся жизнь как кипящий котел. Никогда не было четкого графика или ежедневных ритуалов. В процессе работы над книгой я просто выпадаю из соцсетей и максимально снижаю свою коммуникационную нагрузку, по сути, мой круг общения замыкается на персонажах книги, пока я ее не закончу.

Как работа над книгой повлияла на вас? Какие изменения вы в себе заметили?

Я меняюсь каждый день, так же, как и учусь, узнаю что-то новое. Это непрерывный процесс работы над собой, который не зависит от творчества.

Что вы поняли о себе и о мире, работая над этой книгой? Какие инсайты вас посетили?

Поняла, что многие боятся быть настоящими. Подглядывать за людьми – это мы любим, а вот распахнуть свою душу – страшно. Для меня это действительно было открытие, потому что я в принципе человек прямолинейный и жду этого всегда от других. Однако еще слишком много лицемерия в нашем обществе. Было, есть и будет. Осознавать это не очень приятно, но полезно.

Что бы Вы посоветовали начинающим писателям, которые стремятся к самовыражению и трансформации через творчество?

Не писать. Серьезно, как я уже говорила выше – литература – это служение. Если нужно излить душу – сходите к психологу. Браться за книги стоит только тогда, когда у тебя есть что отдать читателям, не когда ты ищешь себя, а когда уже нашел. Грубо говоря, девочка сначала формируется в женщину, и уже потом рожает ребенка, так же и автор должен сначала сформироваться, а уже потом выдавать результат своего творчества. Одно могу посоветовать – чтобы быть хорошим писателем, нужно стать сумасшедшим читателем и поглощать тонны книг, и отличных, и откровенно плохих, разных, чтобы понимать и как надо, и как НЕ НАДО писать.

Над чем вы сейчас работаете? И какие новые истории мы от вас можем ждать?

Сейчас я работаю над сборником короткой прозы. У меня скопилось много рассказов, большая часть из которых были опубликованы в разных журналах, а также пишу новые. Называться книга будет «37 рассветов с Богом». По количеству произведений и прожитых мной лет. И это не про религию, а про жизнь и смерть, поиски смысла и какой-то, образно, вселенской справедливости.

Что Вы надеетесь, что читатели унесут с собой после прочтения вашей книги? Какое влияние Вы хотите оказать на своих читателей?

Я могу только предложить, а вот надеяться, что возьмут, довольно бессмысленно. Потому что чтение – это выбор. Примет читатель или не примет то, что автор вложил в книгу, невозможно предугадать. Кроме того, каждый воспринимает текст через призму собственного жизненного опыта и мировоззрения. Один восхищается, другой плюется. А желание оказывать влияние – это какой-то комплекс Наполеона) Единственное, чего я хочу, чтобы люди были счастливы и жили в ладу с собой. Если моя книга им в этом поможет – я буду рада.


Александра Макарова
писатель, журналист, тренер по текстам
Работала в пресс-службе ГУ МВД, на телеканале РЕН-ТВ, в газете "Комсомольская правда", а также руководила отделами по связям с общественностью и рекламными проектами в крупных компаниях.

Автор двух романов и короткой прозы, финалист российско-итальянской литературной премии "Радуга", победитель конкурса "Современный российский рассказ", член Российского союза писателей.

Публикуется в академических литературных журналах, альманаха и сборниках, выступает с авторскими чтениями. Рассказ "Горьковские снегири" переведен на итальянский язык и напечатан в Европе.

Награждена медалью имени Льва Толстого «За воспитание, просвещение и наставничество», а также благодарственным письмом от Национального агентства по печати и СМИ «Русский литературный центр» за личный гуманитарный вклад в развитие современного литературного процесса.

Разработала несколько авторских образовательных курсов, проводит тренинги и мастер-классы по работе со словом для предпринимателей, блогеров и политиков.

Член партии "Единая Россия".
Made on
Tilda